Активный Регион

Заседание научно-исследовательского семинара «Место партийно-государственного аппарата в годы Великой Отечественной войны: особенности функционирования» в ГКУВО «ЦДНИВО»

18 октября 2021

15 октября 2021 г. состоялся научно-исследовательский семинар. С докладом на тему «Особенности функционирования советского партийно-государственного аппарата в военный период 1941-1945 гг.» выступила зам. начальника отдела НИР, научный сотрудник Центра по изучению Сталинградской битвы доктор ист. наук, доцент Е.В. Булюлина. В докладе были освещены вопросы сращивания партийного и государственного аппаратов как характерной черты советской административно-командной системы управления. Отмечалось, что уже в первые годы существования советского государства сложилась система местных органов власти. Сращивание партийных и государственных структур привело к формированию единого партийно-советского аппарата. Все части этого аппарата были связаны между собой системой строгой централизации. Однако соподчиненность и согласованность действий властных структур сложились не сразу. В Нижнем Поволжье Советы и их исполнительные органы полностью подчинились партийным инстанциям в середине – конце 1919 г. За партийными органами закрепились функции общего руководства, контроля, инспектирования, назначения и перемещения руководящих кадров Советов. Советы всех уровней объединяли деятельность всех государственных учреждений в пределах своей территории.

В условиях войны потребовалась реорганизация системы управления. Это выразилось в создании чрезвычайных органов – комитетов обороны. С созданием местных комитетов обороны произошло не просто слияние гражданской и военной власти, но и устранялись рудименты формального разделения партийного и государственного руководства. Таким образом, произошло юридическое оформление фактического положения элементов политической системы СССР, соотношения партийных органов и Советов, которые официально переставали быть высшими органами власти. Но создание комитетов обороны не меняло структуру и полномочия местных Советов. Просто пирамида политической власти, сформировавшаяся накануне войны, получила свое логическое завершение. Тенденция полного слияния партийного и государственного руководства, нашедшая свое выражение в создании местных чрезвычайных органов власти, совпала в данном случае с задачей максимальной мобилизации всех ресурсов страны для борьбы с агрессором. Исходя из своих полномочий, городские комитеты обороны направили свои действия на решение самых неотложных оборонных, военно-организационных и военно-хозяйственных проблем на территории подвластных им регионов.