«Были слезы и радости, и печали…»: 75-летию Парада Победы посвящается
24 июня 2020 г, согласно Указу Президента РФ В.В. Путина, «В ознаменование 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов […], в знак благодарности потомков победителям фашистских захватчиков», в г. Москве на Красной площади будет проведен военный парад.
Проведение данного торжественного мероприятия в этот день очень символично: ровно 75 лет назад, 24 июня 1945 г., по Красной площади прошел легендарный Парад Победы.
Сотрудники государственного учреждения Волгоградской области «Центр документации новейшей истории Волгоградской области» (ГКУВО «ЦДНИВО») свято хранят документы, которые могут помочь воссоздать картину этого великого события.
Прежде всего, это документы личного происхождения – воспоминания участников Парада Победы (Колотушкина Александра Ивановича – одного из наиболее юных участников Парада, Изотова Анатолия Федоровича).
Изучив эти документы, мы можем узнать, как проходили подготовка и проведение Парада Победы 24 июня 1945 г.
Александр Иванович Колотушкин вспоминал: «Тренировки к параду проводили по ночам.[…] В военный городок возвращались к утру, на рассвете. Днем отдыхали, а ночью опять на улицы Москвы, во время тренировок добивались безукоризненного равнения автомобилей. И так почти месяц. […] Парад начался в 10.00. Мы, стоя в строю, слышали громкое «Ура», доносившейся от войск на приветствие и поздравления принимающего Парад Победы Маршала Жукова.
Маршал Жуков на белом коне в сопровождении Командующего Парадом Маршала Рокоссовского К.К. подъехал к нашим парадным расчетам, поздравил нас, мы ответили громким, троекратным «ура!».
После окончания поздравления Маршала Жукова началось движение сначала пеших колонн участников, а после них двинулась техника. Подъезжая к трибуне, мы видели брошенные знамена фашистских войск, видели стоящих на трибуне руководителей Советского государства. Особенно заметен был Буденный с его пышными усами».
А вот что вспоминал о Параде Победы Анатолий Федорович Изотов: «За 10 минут до парада на трибуны Мавзолея поднялись руководители партии и правительства. […] Четко звучит цокот копыт, затем голос командующего парадом Рокоссовского, отдающего рапорт маршалу Жукову о готовности войск к участию в параде.
Под звуки сводного оркестра в 1400 труб, руководимого генералом Чернецким, начинается объезд войск и поздравление их с победой. В ответ звучало мощное трехратное «Ура».
Закончив объезд, под звуки мелодии Глинки «Славься, русский народ» маршал Жуков направился на трибуну Мавзолея и от имени, и по поручению правительства и партии произносит короткую речь и поздравляет с Победой в ответ раздается многоголосое «ура!», которое передается волнами с правого фланга на левый.
[…] Гигантский оркестр сопровождал движений войск. Марши не менялись, но пауз не было. И вдруг оркестр смолк, раздалась резкая барабанная дробь. На площади появляется колонна воинов с двумя сотнями вражеских знамен, и делает резкий поворот направо и с силой бросает свою ношу на мостовую Красной площади перед Мавзолеем, в том числе и личный штандарт Гитлера. Трибуны взрываются аплодисментами, слышны крики «Ура!».
Любопытно отметить, что в этот торжественный день природа наградила участников Парада далеко не летной погодой. «Несмотря на дождь и мрачную, прохладную погоду, Москва ликовала, мы очень медленно продвигались на машинах к своему военному городку. Кузов машин были заброшены цветами от миновавших москвичей» - вспоминает Александр Иванович.
В подобных красках изображает тогдашнюю погоду и Анатолий Федорович: «Парад длился два часа. Начавшийся мелкий дождь, перешедший в сильный, нисколько не омрачил участников Парада. Мы его не замечали. Предполагалось прохождение колонн демонстрантов, но из-за ненастья оно было отменено. Но колонны не покидали своих мест».
Торжества длились в течение всего дня. Анатолий Федорович пишет, что кругом гремела музыка, слышались возгласы, танцы, были слезы и радости, и печали в память о тех, кто не вернулся и честно сложил свою голову на поле битвы. Торжества продолжались всю ночь. Парад Победы и торжества никогда не изгладятся в памяти, и я горжусь тем, что мне выпало счастье участвовать в нем».