1 сентября — праздник начала нового учебного года, прежде всего для учащихся, студентов, учителей и преподавателей. Традиционно в этот день в школах проходят торжественные линейки, посвященные началу учебного года. С особой торжественностью встречают в школах первоклассников.
Официально «День знаний» 1 сентября был учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 июня 1984 года № 373-11 «Об объявлении 1 сентября всенародным праздником — Днем знаний», который дополнил Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года № 3018-Х «О праздничных и памятных днях» новым праздничным днём.
О праздновании самого первого «Дня знаний» в Волгограде и Волгоградской области представлена информация в фонде научно-справочной литературы государственного казенного учреждения Волгоградской области «Центр документации новейшей истории Волгоградской области» в газете «Волгоградская правда» от 1 сентября 1984 года № 201, которая сообщает о том, что впервые проводится всенародный праздник — День знаний, который должен особо подчеркнуть роль школы, учителя в формировании глубоких прочных знаний школьников и в воспитании. Во всех школах области 1 сентября 1984 года были организованы «Уроки мира и труда», целью которых стало воспитание патриотизма, гражданственности, гордости за Родину. Отмечено, что совпадение Всемирного Дня мира и всенародного Дня знаний является символичным. В «Уроках мужества и труда» принимали участие ветераны Великой Отечественной войны, ученые, изобретатели, которые говорили о важности овладения знаниями, что и сегодня является актуальным.
Однако, занятия в школах не всегда начинались 1 сентября. В СССР до середины 1930-х годов не было единой точной даты начала учебного года.
В 1935 году Постановлением Совнаркома и ЦК ВКП(б) утверждена единая дата начала учебного года 1 сентября. Также была установлена продолжительность учебного года, а еще даты начала и окончания каникул, что было обусловлено крайней необходимостью для всей страны. Кроме того, единое начало учебного года было созданием единого образовательного пространства.
Каким был первый день начала учебного года в разное и непростое время – рассказывают архивные документы.
Так, из протокола заседания Пленума Губернского комитета ВКП (б) от 19 марта 1927 года «О введении всеобщего начального обучения», хранящемся в Архиве, мы можем видеть картину состояния народного образования:
«Введение всеобщего начального обучения в СССР является одной из наступающих и неотложных задач в деле социалистического строительства. Необходимость осуществления этой задачи, особенно остро чувствуется в условиях Сталинградской губернии. Наиболее резкими показателями культурной отсталости губернии является низкий процент охвата школьной сетью детей школьного возраста (65,4%) и тяжелое материально-хозяйственное состояние наличной сети. Школьное строительство, это самое слабое звено во всей работе по проведению всеобщего обучения и на эту сторону нужно обратить основное внимание. Необходимо добиться долгосрочных кредитов в центре, привлечь население и усилить ассигнование по местному бюджету. Если взять вопрос охвата бедняцкой и батрацкой части детей, то они кончают занятия в марте, когда нанимаются в пастушки и начинают ученье в конце октября». Говорилось о необходимости принятия мер в образовании: «Разработать и провести ряд практических мероприятий по вовлечению детей бедноты в школу и обеспечения более продолжительного нахождения их в школах».
«35% всех учащихся в школе I-й ступени-переростки, т.е. дети, достигшие более 11 лет. Мы должны принять твердое решение в школу I-й ступени принимать только детей от 8 до 11 лет, для переростков же организовать другие школы, это облегчит борьбу за 4-х летку, т.к. разгружая школу, мы сумеем продолжить срок обучения».
«…Сейчас условия работы таковы, что хорошего квалифицированного педагога заполучить трудно, он к нам не идет и в результате мы имеем в 1927 г. в школе I-й ступени 32,4% учителей с низшим образованием. Во 2-й ступени было 15% с низшим образованием, но в настоящее время 5%. Правовое положение учителя также улучшилось, но и здесь нужно желать лучшего. Случаи бесцеремонного обращения с учительством, вмешательство в личную жизнь учителя и т.д. наблюдается и до сих пор…»
Великая Отечественная война добавила в этот день новое звучание – грохота заводских станков, сирен воздушной тревоги, боев.
В военные годы произошли крупные изменения в системе школьного образования, в значительной мере повлиявшие на ее состояние в последующие годы. Период войны оказался очень сложным, как для школьников, учителей всей страны, всей системы образования, так для Сталинграда и Сталинградской области в целом. Из протокола областного совещания секретарей горкомов и райкомов ВЛКСМ области «О работе неполных средних и средних школ области и возрастании роли школ в обстановке Великой Отечественной войны, за I–е полугодие 1941-1942 учебного года», который хранится в архивном фонде № 114 «Волгоградский областной комитет Российского Союза Молодежи (ВОКРСМ), 1934-2007 гг.» подтверждается, что занятия начались в установленные сроки, несмотря на то, что многие школьные здания были заняты воинскими частями и госпиталями. «1941-42 учебный год школы области начали организовано, в установленный правительством срок. В I-IV классах занятия начались 1-го сентября, а в V –X классах 1 октября. В соответствии с распоряжением Наркома просвещения РСФСР тов. Потемкина учащиеся V –X классов до 1 октября были заняты на сельскохозяйственных работах, поэтому занятия в этих классах начались на месяц позднее. Школы Сталинградской области, как и школы всей нашей страны, работают в 1941-1942 учебном году в обстановке Великой Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков. В первом полугодии 1941-42 учебного года было призвано в ряды Красной армии 1333 учителей и работников народного образования. В связи с тем, что часть школьных зданий была занята воинскими организациями и эвакуированными детскими учреждениями, школьная сеть области была пересмотрена и представляется в следующем виде: а) начальных школ 1548; б) неполных средних школ—498 и в) средних школ—215, а всего 2261. Планом на 1941-42 учебный год были предусмотрены следующие контингенты учащихся: а) по I-IV классам-195321 чел., б) по V-VII классам — 158246 человек и в) по VIII-X классам 39370 человек, а всего 392937 учащихся».
В сентябре 1942 года, 80 лет назад, в связи с военными действиями на территории Сталинграда школы к работе не приступили. Однако, коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны, победа в Сталинградской битве создали условия для начала восстановительного этапа. Первая восстановленная школа Кировского района открылась уже в начале февраля 1943 года.
Так в письме, от 10 октября 1943 года землякам-фронтовикам хранящемся в Архиве, первого секретаря Сталинградского Обкома ВКП(б), председателя Сталинградского городского Комитета Обороны А.С. Чуянова, отражена большая работа по восстановлению школ после Сталинградской битвы. Уже 1 сентября 1943 года юные сталинградцы снова сели за школьные парты.
«За период с момента разгрома фашистских войск под стенами Сталинграда, проделана большая работа: Первого сентября начали свою работу более 40 школ, на восстановление которых сталинградцы вложили немало своих сил. Более 20000 сталинградских ребят сели за парты одновременно со всеми школьниками страны».
На официальном сайте нашего учреждения в разделе «Комплекс архивных документов и материалов, посвящённых Второй мировой войне», опубликованы электронные образы статей из газет военного времени, в том числе газета «Сталинградская правда» за 1943-1945 гг. В газете «Сталинградская правда» от 10 августа 1943 года говорится о необходимости своевременного начала учебного года в школах Сталинграда и вновь созданной возможности к организации учебных занятий. Школам города Сталинграда, имеющим опыт мобилизации общественности для решения вопросов школьной жизни в период Отечественной войны, рекомендуется привлекать средства, имеющиеся в распоряжении общественности.
Уже прошло не одно десятилетие с того времени, когда первый день осени стал официальным праздничным «Днем знаний», но каждое первое сентября остается для всей страны трепетным светлым и важным днем.
В этом году 1 сентября во всех школах пройдут торжественные линейки. Этот день особенно радостный и волнительный для тех ребят, которые впервые перешагнут порог школы. В новом учебном году учителей, учеников и родителей ждут крайне важных изменения.
С 1 сентября 2022 года каждый понедельник в школе будет начинаться с исполнения российского гимна и поднятия государственного флага.
Во всех классах начнут проходить специальные классные часы - "Разговоры о важном", на которых школьникам будут рассказывать о месте России в мире, а также коренных ценностях российского государства и общества.
Все уроки будут проводиться с целью сохранения исторической памяти.