16 марта 2015 г. исполнилось 90 лет со дня рождения Олега Анатольевича Куликова – известного ученого, изобретателя, педагога.
Рожденный в далеком горном Алтайском крае в г. Рубцовске в 1925 г., Олег вместе с родителями в 1930 г. переезжает жить в Сталинград. Большое влияние на становление его мировоззрения, характера, личности оказали его отец и дядя.
«Именно отец привил мне любовь к природе, к Волге, огромным нашим степным просторам. Научил хорошо плавать (уже в 4 года я переплывал с отцом на остров), грести, ездить подолгу на велосипеде [...]» - вспоминал впоследствии Олег Анатольевич. Привитая отцом любовь к спорту никогда не покидала Куликова: в 13 лет записался в парусную секцию. Будучи юнгой, он принимал участие в ремонте яхт, выкачивал из них воду. За большое трудолюбие и успешные выступления на соревнованиях в качестве юнги, матроса и рулевого в 1940 г., в 15-летнем возрасте, Олег был назначен уже капитаном яхты «Норд». В 1949 и 1950 годах Куликов выигрывал чемпионаты РСФСР по парусному спорту. Проявил себя Куликов как и талантливый спортивный организатор: в 1979 г. он участвовал в подготовке соревнований по парусному спорту на Кубок Волги.
Путь к конструкторскому ремеслу у Куликова начался, пожалуй, с одного ясного утра, когда маленький 6-летний Олежек проснулся и увидел перед своей кроватью «[…] большой игрушечный железнодорожный вагон из фанеры, очень похожий на настоящий. В магазине я долго ходил вокруг него, все любовался».
Дядя научил его ремеслу, и «уже в первом классе я мастерил парусные и заводные лодочки, пароходики, делал даже примитивный проектор и по вечерам показывал «кино» на стене из вырезанных фигур». В 8 лет Олег начинает посещать авиамодельный кружок.
Но наравне с творческими, спортивными успехами, Куликову предстояло в юности испытать вереницу лишений и испытаний: арест отца органами НКВД в самый разгар войны, его смерть в трудовом лагере, бомбардировка Сталинграда в августе 1942 г., пребывание вместе с матерью в немецком плену, последующая фильтрация и проверка на лояльность к советской власти. «Не давали паспорта, а только временные удостоверения, а в глазах органов я до 1953 г. чувствовал себя все время как под колпаком».
Но, несмотря на привнесенные жизнью тяготы, Куликов неустанно шел по конструкторской стезе: уже в октябре 1945 г. он работает на Сталинградском тракторном заводе, одновременно, без отрыва от производства, Куликов в 1946-1947 гг. учится и оканчивает вечернюю молодежную школу, в 1947-1953 гг. учился и окончил Волгоградский государственный технический институт.
За более чем 20 лет работы на заводе Олег Анатольевич прошел свой научно-творческий путь от ученика шлифовщика и технолога-нормировщика до начальника конструкторского бюро отдела механизации и автоматизации, а в 1955-1957 гг. Куликову выпала честь работать под руководством Ивана Петровича Иночкина, изобретателя первой в мире автоматической линии в машиностроении.
В 1967 г., имея за плечами богатый опыт в области конструирования, производства деталей, Куликов посвящает себя преподавательской деятельности, став преподавателем Волгоградского политехнического университета. В 1975 г. возглавил студенческое конструкторское бюро вплоть до 1998 г, до ухода в Центр детского технического творчества.
В разные годы Куликов сотрудничал с такими известными учеными, как с изобретателем судов на подводных крыльях Ростиславом Евгеньевичем Алексеевым, с ведущим конструктором атомохода «Ленин» Сергеем Ивановичем Ухтиным.
В течение жизни Куликов удостоился ряда званий и наград: «Лучший изобретатель области», «Отличник физической культуры и спорта», «Почетный президент областной Федерации
парусного спорта»; за внедрение изобретений и конструкций более чем в 20 городах страны Олегу Анатольевичу было присвоено звание «Заслуженный машиностроитель России».
Из наиболее его значительных работ – создание эффективного способа окраски полых изделий, автоматическая линия для производства пружин, а отдельные работы удостаивались второй премии на выставке-ярмарке в Лейпциге.
На выставке представлены материалы из личного фонда О.А. Куликова: фотографии разных лет, воспоминания, документы, подтверждающие личные заслуги О.А. Куликова в области
машиностроения, парусного спорта, работы с учащимися.