1 мая в нашей стране отмечается Праздник Весны и Труда, который является выходным днем.
История этого праздника восходит ко 2-й половине XIX в., когда в мировой экономике происходили важные структурные изменения, наблюдался стремительный рост промышленного производства и вместе с тем подъем рабочего движения за политические и социальные права.
1 мая 1886 г. в Нью-Йорке с целью добиться улучшений условий труда рабочие устроили многотысячные демонстрации, которые обернулись ожесточенными столкновениями с полицией. В результате этого было убито и ранено ок. 50 человек, а к смертной казни было приговорено 8 рабочих-анархистов. Спустя три года в июле 1889 г. на заседании Парижского конгресса II Интернационала было предложено в память казненных рабочих объявить 1 мая Днем солидарности рабочих всего мира.
В Российской империи 1 мая как день международной солидарности рабочих впервые был отмечен в 1890 г. в Варшаве проведением стачки, в которой приняло участие 10 тыс. рабочих.
Государственный статус этот праздник в России приобрел в 1918 г. По словам В.И. Ленина, в этот день трудящиеся праздновали «своё пробуждение к свету и знанию, своё объединение в один братский союз для борьбы против всякого угнетения, […] за социалистическое устройство общества».
Данная выставка проводится с целью ознакомления граждан с историей празднования 1 Мая.
Материалы выставки открываются отрывком из воспоминаний Леонтия Котомки об участии в праздновании 1 Мая в г. Камышине в 1905 г.
«…Это первая маевка в моей жизни, - пишет Л. Котомка, - не отличалась внешне ничем исключительным. Не было грандиозной толпы, массы знамен, блестящих речей, сокрушительных нападений «баши-базуков», как звали в 1905 и 1906 году казаков. Ценность ее была в ином. Степь. Котловина. Зеленая травка выросла навстречу солнцу. Возбужденные лица, оживленный говор там и сям расположившихся группок людей. И как пламя, колеблемое ветром, красные флаги…».
Материалы из протоколов заседаний партийных органов показывают, что этот праздник носил политический окрас, и одна из его ключевых функций заключалась в воспитании у широких масс революционного духа.
В частности, в протоколе общего собрания Царицынского городского комитета РКП(б) от 27 марта 1918 г. отмечается необходимость проведения первомайской демонстрации, т.к. у населения «отпал дух к революционным праздникам».
На основе представленного плана мероприятий на 1 мая 1935 г. можно увидеть, что праздник предполагалось отмечать 2-3 дня, для его проведения привлекались широкие круги населения (рабочие, учащиеся, комсомольцы, работники культуры, красноармейцы, члены спортивных организаций).
Экспонированный план оформления плакатов к 1 мая 1939 г. свидетельствует о том, что первомайские демонстрации организовывались в целях прививания населению ценностей коммунистической идеологии: «Великий план 3-й Сталинской пятилетки», «ВКП(б) – вождь организатор побед социализма», «СССР – многонациональное социалистическое государство на базе крепкой нерушимой дружбы народов», «СССР – самая миролюбивая из всех стран в мире», «Счастливая жизнь детей стран социализма».
Документы партийных органов также показывают, что в разные годы празднование 1 Мая проводилось для решения актуальных насущных проблем. Так, в постановлении бюро Сталинградского обкома ВКП(б) от 16 марта 1945 г. было решено «провести в порядок все исторические места обороны города, могилы героев, павших в боях за Сталинград». В постановлении бюро Сталинградского горкома ВКП(б) от 19 марта 1948 г. говорится о приеме решительных мер к развертыванию черкасовского движения.
Со временем этот праздник постепенно терял свой политический окрас. Материалы статей из газеты «Волгоградская» (Сталинградская) правда» за 1950-1970-е гг. показывают, что этот день стал для советских граждан днем массовых народных гуляний и активного культурного отдыха. Помимо празднования 1 Мая в нашем городе, в отобранных газетных материалах представлено описание празднования 1 Мая за рубежом (Чехословакия, КНР, США, Румыния).